Анализ столбчатых диаграмм. Методическая разработка к уроку "столбчатые диаграммы"

Роль и место данной темы в курсе: в курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Основные вопросы темы:

  • Столбчатые диаграммы.
  • Чтение диаграмм.
  • Построение диаграмм.

Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: из курса математики в 5-м классе учащимся известно: понятие о диаграммах; чтение и построение круговых диаграмм.

Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

  • Столбчатые диаграммы (назначение, преимущества, недостатки);
  • Чтение диаграммы и решение задач по ней;
  • Анализ и сравнение данных;
  • Построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств.

Для проведения уроков по данной теме, благодаря интернет-ресурсам, можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.

Средства обучения(в том числе технические средства обучения)

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.

Ресурсы Интернет.

http://www.sekret1.info/

http://anti-smoking.ru/statistic

http://www.alkandtab.info/index7.html

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку: Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:

  • Презентации.
  • Таблицы.
  • Практические задания.
  • Раздаточный материал.

Ожидаемые результаты обучения.

Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:

  • Знать назначение, преимущества, недостатки столбчатых диаграмм.
  • Уметь читать и решать задачи по ней.
  • Выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
  • Интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
  • Освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера.
  • Применять построение диаграмм в практической деятельности.

Урок

Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»;
  • Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
  • Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
  • Формировать ответственность;
  • Воспитывать познавательную активность.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
  • Способствовать творческой деятельности учащихся;
  • Продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.

Оборудование:
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).

Программные средства.

  • Microsoft Word
  • Microsoft Power Point
  • Microsoft Excel
  • Internet Explorer.
  • Электронный учебник «Математика 5-11»

План-конспект.

I . Организационный момент.

II . Повторение ранее изученного материала.

а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике).
б) виды диаграмм: линейные, круговые, столбчатые
в) Фронтальный опрос.

  1. Какой вид диаграмм вы изучили ранее(в 5 классе)?
  2. Что называется круговой диаграммой?
  3. Для чего и где используется круговая диаграмма?
  4. В чём заключается принцип построения диаграмм? Слайд 1.

III . Изучение нового материала.

Учитель : на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с одним из видов диаграмм – столбчатые диаграммы. Назначение столбчатых диаграмм: сравнение нескольких величин в нескольких точках. Чтобы наглядно сравнить какие-то цифровые данные, часто используют диаграммы. При их построении не обойтись без чисел, пропорциональных данным. /Учитель демонстрирует через проектор электронное учебное пособие «Математика 5-11, раздел «Чтение и построение диаграмм»./

Учитель : по данным диаграммы можно анализировать, сравнивать данные и решать задачи. Презентация к уроку. Слайд 2.

Данная диаграмма показывает количество банок мёда, съеденного Вини-Пухом за неделю в гостях у друзей. Используя диаграмму, ответьте на вопросы. Слайд 3.


Вопросы классу:

  1. В какой день Винни-Пух побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?
  2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?
  3. Сколько всего банок мёда съел медвежонок за неделю?
  4. На сколько больше банок мёда съел медвежонок в четверг, чем в субботу?
  5. В какой день было съедено одинаковое количество мёда?
  6. Сколько в среднем съел бочонков мёда Винни-Пух? Почему в ответе применили округление?

Построение столбчатых диаграмм.

Учитель: рассмотрим два способа построения диаграмм.

Первый способ /ручной /: заключается в том, что для изображения чисел (величин) используется, как вы заметили столбики, высота которых пропорциональна этим числам.
/Учитель на доске показывает построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров»/.

Второй способ /с помощью компьютера /: заключается в построении столбчатых диаграмм с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel. /Учитель демонстрирует через проектор построение столбчатой диаграммы «Массы вымерших динозавров» с помощью электронных таблиц в Microsoft Excel/. Слайд 4.

IV . Практическая работа /в группах/.

1-я группа выполняет построение столбчатой диаграммы по карточке- заготовке, ручным способом, используя линейку, цветные карандаши.

2-я группа выполняет построение на компьютере с помощью электронного учебного пособия «Математика 5-11», раздел «Анализ данных» (можно с помощью Excel).

Карточка №1

Инструкция.

1. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму, для этого:

1.1. Изобразите данные числа столбиками, высоты которых пропорциональны этим числам: отрезок длиной 1 см будет изображать число 10, 10 см – число 100 и т.д.

2. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Карточка №2

Построить столбчатую диаграмму выпадения осадков /мм/ за год в Чистополе.

Инструкция.

1. Воспользуйтесь данными и постройте таблицу в Excel.

2. По введённым данным постройте диаграмму, для этого:

2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите «Мастер диаграмм».

2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – гистограмма.

2.3. На 2-м шаге введите заголовок диаграммы.

2.4. На 3-м шаге выберите размещение диаграммы на отдельном листе.

3. Оформите диаграмму, с учётом, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников.

Диаграмма выводится на экран с помощью проектора для обмена информацией и обсуждения результатов. Слайд 4.

V . Итоги урока.

Для чего используются столбчатые диаграммы?

Какой способ построения диаграмм более рациональный? Почему?

Выполнить упражнения №5, 6,7 из ЭУ «Математика 5-11».

VI . Домашняя работа.

  1. Найти информацию в СМИ, Интернет-ресурсах

4. Классификация и правила построения статистических графиков.

Статистические графики различают по содержанию и способу построения.

По способу построения различают:

    столбиковые

    ленточные

    линейные

    квадратные

    круговые

    секторные диаграммы

При построении столбиковых диаграмм используется прямоугольная система координат. При этом каждое значение изучаемого показателя изображается в виде вертикального столбика. По оси абсцисс размещается основание столбиков. Их ширина может быть произвольной, но обязательно одинаковой для каждого столбика. Высота столбиков (в соответствии с принятым по оси ординат масштабом) должна строго соответствовать изображаемым данным.

Количество столбиков определяется числом изучаемых показаний (данных). Расстояние между столбиками должно быть одинаковым. У основания столбиков дается название изучаемого показателя.

Разновидности столбиковых диаграмм составляют так называ-емыеленточные диаграммы .В этих диаграммах основания столбиков располагаются вертикально, а масштабная шкала наносится на горизонтальную ось. По своей форме ленточная диаграмма представляет ряд простирающихся по оси абсцисс полос одинаковой ширины. Длина полос (лент) соответствует значениям изображаемых показателей. При построении ленточных диаграмм соблюдаются те же требования, что и при построении столбиковых графиков (одинаковая ширина полос, начало масштабной шкалы от нулевой отметки и др.).

Для построения линейных графиков применяют систему пря-моугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы), а по оси ординат - размеры изоб-ражаемых явлений или процессов. На оси ординат наносят мас-штабы. Особое внимание следует обратить на их выбор, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в гра-фике в связи с тем, что нарушение равновесия между осями ко-ординат дает неправильное изображение развития явления.

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кри-вых, которые дают сравнительную характеристику динамики раз-личных показателей или одного и того же показателя.

Однако на одном графике не следует помещать более трех-че-тырех кривых, так как большое их количество неизбежно ослож-няет чертеж и линейная диаграмма теряет наглядность.

Для простого сравнения независимых друг от друга показателей могут использоваться диаграммы, принцип построения кото-рых состоит в том, что сравниваемые величины изображаются в виде правильных геометрических фигур, которые строятся так, чтобы площади их относились между собой как количества, этими фигурами изображаемые. Иными словами,эти диаграммы выражают вели-чину изображаемого явления размером своей площади.

Для получения диаграмм рассматриваемого типа используют разнообразные геометрические фигуры - квадрат, круг . Известно, что площадь квадрата равна квадрату его стороны, а площадь круга определяется пропорционально квадрату его радиуса. Поэтому для построения диаграмм необходимо сначала из сравниваемых величин извлечь квадратный корень. Затем на базе полученных результатов определить сторону квадрата или радиус круга соответственно принятому масштабу.

Широкое применение в статистике находят секторные диаграммы . В этих диаграммах площадь окружности принимается за величину всей изучаемой статистической совокупности, а площади отдельных секторов отображают удельный вес (долю) ее составных частей. То есть площадь круга в ней принимается за 100%, а величины секторов пропорциональны соотношению составных частей целого в их общем итоге. Структуру изображают в процентах, при этом один процент равен 3,6 градуса.

    графики сравнения

    графики динамики

    графики структуры

    графики выполнения плана

    графики вариационных рядов

    графики взаимосвязанных показателей

При построении графиков необходимо придерживаться следующих правил:

    Каждый график должен иметь название, которое располагается под ним. В названии в краткой форме следует отразить содержание, место и время явления.

    Все графики в тексте последовательно нумеруются и именуются «рисунком».

    Оси координат должны быть названы и иметь единицы измерения.

    На оси ординат и на числовой оси должны быть отложены цифры в равном масштабе. Заканчиваться числовая ось должна той величиной, которая немного больше максимальной величины в исходной совокупности.

    Под рисунком (где это необходимо) следует давать пояснения условных изображений, используемых на графике.

    В текстовой части работы график следует помещать после ссылки на него в тексте на той же странице или на следующей.

    Каждый график в текстовой части работы должен быть прокомментирован.

Рассмотрим на конкретных примерах каждый вид графиков и соответствующие способы графического изображения статистических данных.

5. Примеры практического использования графиков.

5.1.Графики сравнения.

Диаграмма сравнения - показывает соотношение признака статистической совокупности. При построении графиков сравнения могут использоваться столбиковые (рис.1), ленточные (рис.2), квадратные (рис.3) и круговые (рис.4) диаграммы.

В качестве примера столбиковой диаграммы возьмем данные по товарной продукции различных предприятий за отчетный период: предприятие №1 – 103099 млн.руб., предприятие №2 – 122282млн.руб., предприятие №3 – 89329 млн.руб., предприятие №4 – 88716 млн.руб.

Как видно из графика, наибольшее количество товарной продукции приходится на долю предприятия №2, немного меньше на предприятие №1, а наименьшее число - на предприятия №3 и №4, у которых число товарной продукции примерно равно.

Для построения ленточной диаграммы возьмем следующие данные: изменение затрат на 1 руб. товарной продукции на предприятии за отчетный год (в % к предыдущему году) характеризуются следующими значениями: предприятие №1 – (+0,26%), предприятие №2 – (-0,74%), предприятие №3 – (-0,79%), предприятие №4 – (-0,24%), предприятие №5 – (-0,5%).

Проанализировав график, можно сказать, что лишь на предприятии №1 затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились (на 0.26%), на остальных же – снизились, причем наибольшее снижение произошло на предприятии №3 (-0.79%).

Квадратную и круговую диаграммы целесообразно строить в том случае, когда между сравниваемыми показателями разница настолько велика, что установление подходящего масштаба становится затруднительным. Для нахождения стороны квадрата, как уже говорилось ранее, находят квадратный корень из соответствующей величины. Тогда площадь квадратов визуально будет характеризовать соответствующую исходную величину.

Рассмотрим следующие данные: выпуск отдельных видов продукции предприятия характеризуется следующими данными: продукция №1 – 4225 млн.руб., продукция №2 – 2500 млн.руб., продукция №3 – 625 млн.руб. Тогда стороны квадратов составят: №1 - √4225 = 65, №2 - √2500 = 50, №3 - √625 = 25. Установим масштаб: 1см = 25 млн.руб. Тогда получим следующую диаграмму.

Как видно из диаграммы, продукции №1 произведено наибольшее количество, продукции №2 – меньше, а продукции №3 произведено наименьшее количество.

Для построения круговой диаграммы возьмем данные из предыдущего примера. Для нахождения радиуса, возьмем корень квадратный из соответствующих величин, тогда имеем следующую диаграмму:

И, судя по диаграмме, наибольшее количество произведено продукции №1, затем- продукции №2 и меньше всего произведено продукции №3.

5.2. Графики динамики.

Диаграмма динамики - показывает изменение явления во времени. Построение графиков динамики осуществляется, как правило с помощью линейной (рис.5, рис.5.1.) или столбиковой (рис.6) диаграмм.

Для построения линейной диаграммы динамики возьмем следующие данные: темпы роста производства продукции на предприятии №1 (в % к декабрю предыдущего года) составили: январь – 104%, февраль – 101%, март – 107,3%, апрель – 111,3%, май – 115%.

В данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, т. е. шкала значений раз-рывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть всего возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления, и процесс его из-менения рисуется диаграммой более четко.

Можно сделать вывод, что за рассматриваемый период наблюдается ежемесячное увеличение выпуска продукции, причем наиболее значительно выпуск продукции увеличился в мае (на 15%), в то время, как в феврале увеличение было незначительно (1%).

Для примера изображения нескольких показателей на линейной диаграмме, к предыдущим данным добавим показатели предприятия №2 темпы роста производства продукции на котором (в % к декабрю предыдущего года) составили: январь – 109%, февраль – 111%, март – 114,3%, апрель – 119,3%, май – 125%.

Как видно из данного графика за рассматриваемый период наблюдается ежемесячное увеличение выпуска продукции на обоих предприятиях, причем максимального увеличения выпуска продукции оба предприятия достигли в мае, а меньше всего рост выпуска продукции составил на предприятии №1 в феврале, а на предприятии №2 – в январе. Однако, в общем, наиболее значительно выпуск продукции увеличился на предприятии №2.

В качестве примера столбиковой диаграммы возьмем данные по сбору сахарной свеклы: в 2002 году он составил 15.7 млн.тонн, в 2003 – 19.4 млн.тонн, в 2004 – 21.8 млн.тонн, 2005 – 21.4 млн.тонн и в 2006 – 30.9 млн.тонн.

Как видно из графика, меньше всего сахарной свеклы за данный период было собрано в 2002 году (15.7 млн.тонн), тогда как наибольший сбор приходится на 2006 год (30.9 млн.тонн). А в целом, сборы сахарной свеклы с каждым годом увеличивались, за исключение небольшого спада в 2005 году.

5.3. Графики структуры.

Структурная диаграмма - позволяет сопоставить статистические совокупности по составу. При построении графиков структуры могут использоваться секторные (рис.7) и столбиковые (рис.8) диаграммы.

Площадь круга в секторной диаграмме принимается за 100%, а величины секторов пропорциональны процентному соотношению составных частей целого в их общем итоге.

Возьмем следующие данные: в цехе работают рабочие 6 тарифных разрядов, численность рабочих 1 разряда в общей численности рабочих составляет 1,5%, 2 разряда – 6,1%, 3 разряда – 32%, 4 разряда – 34,5%, 5 разряда – 17,3% и 6 разряда – 8,6%.

Как видно из секторной диаграммы наименьшую долю в общей численности рабочих цеха составляют рабочие 1 разряда – 1.5%, затем, в порядке возрастания идут рабочие 2 и 6 разрядов, которые составляют примерно равные доли, 6.1% и 8.6 % соответственно, за ними- 5 разряд – 17.3% и самыми многочисленными являются рабочие 3 и 4 разрядов, которые составляют соответственно 32% и 34.5%.

Для изображения графика структуры с помощью столбиковой диаграммы рассмотрим структуру занятых в экономике по видам экономической деятельности. В сельском хозяйстве (1) занято - 10.8%, в добыче полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (2) – 21.3%, в строительстве (3) – 7.6%, в оптовой и розничной торговле (4) – 18.6%, транспорт и связь (5) – 8.1%, государственное управление, обязательное социальное обеспечение (6) – 6.6%, образование и здравоохранение (7) – 15.8%, другие виды деятельности (8) - 11.2%. Построим диаграмму.


Как видно, больше всего людей занято во 2 категории - добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (21.3%), а также в категории № 4 - оптовая и розничная торговля (18.6%). Далее идет 7 категория - образование и здравоохранение (15.8%). Затем следуют 8 и 1 категории – это соответственно другие виды деятельности (11.2%) и сельское хозяйство (10.8%). И наименьшая доля занятых приходится на категории 5, 3 и 6 – это транспорт и связь, строительство и государственное управление, обязательное социальное обеспечение, соответственно, доля каждой из этих категорий не превышает 9% к общей численности занятых.

5.4. Графики выполнения плана.

Показатели выполнения плана можно изобразить графически в виде линейной (рис.9) и столбиковой (рис.10) диаграмм.

Для построения линейной диаграммы возьмем следующие данные: выполнение плана выпуска товарной продукции цехом характеризуется следующими данными: январь – 108%, февраль – 110%, март – 104%, апрель – 108%, май – 112%.

По графику можно сделать следующий вывод: более высокий процент перевыполнения плана приходится на февраль отчетного периода – 110%, тогда как в марте он составил минимальное значение – 104%.

Выполнение плана выпуска товарной продукции цехом характеризуется следующими данными: I квартал – 110%, II квартал – 107%, III квартал – 109%, IV квартал – 108%, на основе этих данных построим столбиковую диаграмму выполнения плана.

Из графика видно, что наиболее высокий процент перевыполнения плана приходится на I квартал – 110%, тогда как минимальным этот показатель был во II квартале, когда он составил 107%.

5.5. Графики вариационных рядов.

Среди вариационных рядов распределения выделяют дискретные (когда отдельные варианты имеют определенные конкретные значения) и интервальные (когда варианты колеблются в определенных пределах) ряды. Дискретные вариационные ряды изображают в виде так называемого полигона распределения (Рис.11). Варианты откладываются на оси абсцисс, частоты – на оси ординат. Точки пересечения соединяются отрезками прямой.

Возьмем данные по распределению рабочих на предприятии согласно их тарифным разрядам: 1 разряд – 10 человека, 2 разряд – 15, 3- 22, 4 – 109, 5- 96 и 6 разряд – 32 человека.

Как видно из графика, наибольшее число составляют рабочие 4 и 5 разрядов – 109 и 96 человек соответственно, тогда как численность рабочих 6, 3 и 2 разрядов не на много отличается друг от друга и колеблется в районе 15 – 30 человек, и самую маленькую группу составляют рабочее 1 разряда – 10 человек.

Интервальные вариационные ряды изображают в виде гистограммы (Рис.12). При построении гистограммы интервальных вариационных рядов с равными интервалами на оси абсцисс откладывают границы интервалов, на оси ординат – число единиц совокупности, приходящееся на данный интервал. Строят прямоугольники с равными основаниями. При построении гистограммы с неравными интервалами на оси абсцисс так же откладывают границы интервалов, на оси ординат – число единиц совокупности, приходящееся на единицу ширины интервала. Строят прямоугольники

Пример. Распределение рабочих по стажу лет на предприятии: 0-5 лет – 210 человек, 5-10 – 250 человек, 10-15 – 300 человек, 15-20 – 270 человек, 20 – 25 лет – 200 человек.

Как видно, наибольшее число рабочих на предприятии – со стажем от 10 до 15 лет, тогда как наименьшая численность приходится на людей со стажем 20 – 25 лет.

5.6. Графики взаимосвязанных показателей.

Графики взаимосвязанных показателей, один из которых равен произведению двух других можно построить с помощью так называемых «знаков Варзара». «Знак Варзара» строится вне системы прямоугольных координат в виде прямоугольника, основание которого пропорционально одному показателю-сомножителю, а высота - другому. Площадь прямоугольника равна величине третьего показателя, являющегося произведением двух первых. Располагая рядом несколько прямоугольников, относящихся к разным показателям, можно сравнивать не только размеры показателя - произведения, но и значения показателей - сомножителей.

Пример. Имеются следующие данные за 2001 год по всему миру: ВНП – 46403 млрд.долл., ВНП на душу населения – 7570 долл., средняя численность населения – 6.1298 млрд.чел. Взаимосвязь этих показателей можно представить в виде:

Как видно из графика общее производство ВНП в мире зависит от средней численности населения и от производства ВНП, приходящегося на душу населения.

6. Заключение.

Проделав данную работу, мы действительно убедились, что графики делают статистический материал более понятным и доступным даже неспециалистам, упрощают восприятие данных. Однако графические изображения не только иллюстративны, они носят и аналитический характер. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей.

В настоящее время графики широко применяются в учетной и статистической практике предприятий и учреждений, в научно-исследовательской работе, в производственно-хозяйственной деятельности, в учебном процессе, пропаганде и других областях. Трудно переоценить их роль в жизни общества.Применение графического метода в социально -экономических явлениях Реферат >> Маркетинг

Дисциплине «Статистика» на тему: Применение графического метода в социально -экономических явлениях Преподаватель: Горемыкина Т.К. Студент: ... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение графического метода в анализе и обобщении различных данных неоценимо. Графическое изображение, ...

  • Социально -экономические явления и методы исследования связей между ними

    Реферат >> Экономика

    ... социально - экономических явлений Основные статистические методы выявления корреляционной связи Корреляционно-регрессионный анализ . Уравнение парной регрессия: экономическая ...

  • Методы экспертных оценок (1)

    Реферат >> Маркетинг

    Теоретические основы использования экспертных методов в анализе социально -экономических явлений 5 2. Метод Дельфы 20 3. Практические... в словесной, математической, графической или другой форме суждения... эксперимента. Известны случаи применения метода Дельфы, в...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Средств и методов научного анализа социально -экономических , духовных... вероятных последствий их применения , и положительных... анализом социально -культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений ... языка экономного графического знака, ...

  • Численность населения

    1. Столбчатые диаграммы на рисунке 9 показывают численность населения крупнейших стран мира. Надпишите названия этих стран и определите место России по этому показателю.

    (По данным на 2013г. Россия занимает 9 место; 5 – Бразилия (201 млн), 6 – Пакистан, 7 – Нигерия, 8 – Бангладеш)

    1 – Китай; 2 – Индия; 3 – США; 4 – Индонезия; 5 – Пакистан; 6 – Нигерия; 7 – Бангладеш; 8 – Россия; 9 – Япония.

    2. Изменение численности населения страны зависит от двух основных процессов. Надпишите на схеме: а) их название; б) их слагающие.

    3. Постройте и проанализируйте график изменения естественного прироста населения России (на 1000 жителей) (рис. 10).

    С 1960 года естественный прирост населения России был положительным, но снижался, а начиная с 2000-ых годов, ЕП стал отрицательным.

    4. Естественный прирост в разных районах страны неодинаков. Перечислите причины, влияющие на его величину.

    5. Назовите виды миграций населения, их причины и характер. Отразите это на схеме.

    6. Перечислите и проанализируйте основные направления миграций в России:

    Городское и сельское население

    1. Постройте и проанализируйте диаграмму изменения соотношения городского и сельского населения России.
    Доля городского населения России с 1913 по 2002 г. Постепенно увеличивалась и с каждым годом продолжала свой рост, а доля сельского населения напротив – уменьшалась.

    Доля городского населения России, %
    1913г. – 17
    1940г. – 34
    1950г. – 43
    1960г. – 54
    1970г. – 62
    1980г. – 70
    2010г. - 73

    2. Назовите причины изменения доли городского населения. В какие периоды развития страны городское население росло особенно быстро и почему?

    Особенно быстро число городов (а, следовательно, и доля городского населения) возрастало в советский период. Это связано с активным развитием промышленности, возможностью найти работу, условиями труда и жизни.

    3. Дополните схему. Приведите примеры городов России с различными функциями.

    4. Сельские населенные пункты еще более разнообразны, нежели города. Они различаются:

    а) по происхождению.
    Назовите районы, в которых встречаются эти типы сельских пунктов:

    хутор - Европейская часть России, кроме южных районов
    село – центральные районы России
    деревня – центральные районы России
    станица - южные районы России
    аул – районы Северного Кавказа

    б) по функциям. Дополните схему.

    Национальный состав

    1. На рисунке 11 надпишите названия и численность трех крупнейших народов, проживающих в России.

    2. Приведите примеры народов России, принадлежащих к разным языковым семьям.

    3. Напишите названия крупнейших народов, проживающих в различных частях России.

    4.5. Диаграммы структуры

    Вторую большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Это такие диаграммы, в которых отдельные статистические совокупности сопоставляются по их структуре, характеризующейся соотношением разных параметров совокупности или ее отдельных частей.

    Простейшим видом структурных статистических диаграмм являются диаграммы удельных весов, отражающие структуры сравниваемых совокупностей по процентному соотношению в них отдельных частей, выделяемых по тому или иному количественному или атрибутивному признаку (рис. 13). Эти диаграммы получены путем преобразования простой полосовой диаграммы с подразделенными полосами. Полосовые диаграммы удельных весов могут вскрыть экономические существенные особенности многих изучаемых экономических явлений.

    Необходимо изобразить графически следующие данные, характеризующие структуру потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг.:

    Таблица 6

    Показатели

    Все потребительские расходы

    В том числе:

    Продукты питания

    Непродовольственные товары

    Алкогольные напитки

    Оплата услуг

    Изобразим эти данные графически в виде полосовой диаграммы, цель которой показать изменение удельных весов потребительских расходов населения за два года.


    Рис. 13. Динамика удельного веса потребительских расходов населения в N-ом регионе за 2008-2009 гг

    Значительными преимуществами полосовых структурных диаграмм по сравнению с другими видами является их большая емкость, возможность отразить на небольшом пространстве большой объем полезной информации.

    Другой широко распространенный метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 14). Секторные диаграммы удобно строить следующим образом: вся величина явления принимается за сто процентов, рассчитываются доли отдельных частей в процентах. Круг разбивается на секторы пропорционально частям изображаемого целого. Таким образом, на 1% приходится 3,6 градуса. Для получения центральных углов секторов, изображающих доли частей целого, необходимо их процентное выражение умножить на 3,6 градуса. Секторные диаграммы позволяют не только разделить целое на части, но и сгруппировать отдельные части, давая как бы комбинированную группировку долей по двум признакам (см. рис. 14).

    Рассмотрим построение секторной диаграммы по данным, представленным в таблице 7.

    Таблица 7

    Количество телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 г.

    Количество телевизоров

    ни одного

    три и более

    Доля группы к итогу, (%)

    Построение секторной диаграммы начинается с определения центральных углов секторов. Для этого процентное выражение отдельных частей совокупности умножим на 3,6 градуса, т.е. 2 · 3,6 = 7,2 o ; 50 · 3,6 = 180 o ; 39 · 3,6 = 140,4 o ; 9 · 3,6 = 32,4 o . По найденным значениям углов круг делится на соответствующие сектора (рис. 14а).


    Рис. 14 а. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (простая структурная диаграмма)


    Рис. 14 б. Удельный вес количества телевизоров в городской семье N-го региона в 2009 году (структурная диаграмма с группировкой долей)

    На рис. 14 а,б представлены два варианта структурной секторной диаграммы: а) простая; б) с группировкой долей.

    Вариант б) помимо общего деления, показывает две специфические группы семей:

      семьи, имеющие два телевизора и больше;

      семьи, имеющие меньше двух телевизоров.

    Такой тип диаграммы удобен для выделения отдельных, наиболее типичных групп совокупности. Так, в данном случае - это группа семей, имеющих менее двух телевизоров.

    Каждая доля (сектор, группа секторов), выделенная из круга, строится на биссектрисе общего угла доли, т.е. центр дуги этой доли принадлежит биссектрисе и находится на заданном расстоянии от общего центра диаграммы. При большом числе долей, группировка дает хорошие результаты, позволяя лучше различать по своему весу нужные элементы совокупности.

    Секторные диаграммы выглядят убедительно при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях они могут быть недостаточно выразительны.

    4.6. Диаграммы динамики

    Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики. В рядах динамики используются для наглядного изображения явлений многие диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и другие. Выбор вида диаграмм зависит в основном от особенностей исходных данных, от цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2008, 2010 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки, и если число уровней в ряду динамики велико, то целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломаной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: когда целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; когда наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.

    Для построения линейных диаграмм используют систему прямоугольных координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т.д.), а по оси ординат наносят масштабы для отображения явлений или процессов. Особое внимание следует обратить на масштаб осей координат, так как от этого зависит общий вид графика. Обеспечение равновесия, пропорциональности между осями координат необходимо в диаграмме, так как нарушение равновесия дает неправильное изображение развития явления. Если масштаб для шкалы на оси абсцисс очень растянут по сравнению с масштабом на оси ординат, то колебания в динамике явлений мало выделяются, и наоборот, преувеличение масштаба по оси ординат по сравнению с масштабом на оси абсцисс дает резкие колебания. Если в ряду динамики данные за некоторые годы отсутствуют, это должно быть уточнено при построении графика. Равным периодам времени и размерам уровня должны соответствовать равные отрезки масштабной шкалы.

    Рассмотрим построение линейной диаграммы на основании данных таблицы 8

    Таблица 8

    Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг.

    Млн. тонн

    Изображение динамики валового сбора зерновых культур на координатной сетке с неразрывной шкалой значений, начинающихся от нуля, вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля диаграммы остается неиспользованным и ничего не дает для выразительности изображения. Поэтому в данных условиях рекомендуется строить шкалу без вертикального нуля, то есть шкала значений разрывается недалеко от нулевой линии и на диаграмму попадает лишь часть возможного поля графика. Это не приводит к искажениям в изображении динамики явления и процесс его изменения рисуется диаграммой более четко (рис. 15).

    Рис. 15. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 2000-2009 гг

    Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах. Примером графического изображения сразу нескольких показателей может служить рис. 16.

    Рис. 16. Динамика производства никеля и цинка в регионе за 2000-2009 гг

    Линейные диаграммы с равномерной шкалой имеют один недостаток, снижающий их познавательную ценность. Этот недостаток заключается в том, что равномерная шкала позволяет измерять и сравнивать только отраженные на диаграмме абсолютные приросты или уменьшения показателей на протяжении исследуемого периода. Однако при изучении динамики важно знать относительные изменения исследуемых показателей по сравнению с достигнутым уровнем или темпы их изменения. Именно относительные изменения экономических показателей в динамике искажаются при изображении их на координатной диаграмме с равномерной вертикальной шкалой. Кроме того, в обычных координатах теряет всякую наглядность и даже становится невозможным изображение рядов динамики с резко изменяющимися уровнями, которые обычно имеют место в динамических рядах за длительный период времени.

    В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и положить в основу графика полулогарифмическую систему.

    Полулогарифмической сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и прочее). Техника построения логарифмической шкалы следующая: необходимо найти логарифмы исходных чисел; начертить ординату и разделить на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; ... ; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4 ..., 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате. Логарифмический масштаб лучше понять на примере.

    Допустим, нужно изобразить на графике динамику производства электроэнергии в регионе за 1985 - 2009 гг., за эти годы оно возросло в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы для каждого уровня ряда (см. таблицу 9).

    Таблица 9

    Динамика производства электроэнергии в регионе за 1975 - 2004 гг. (млрд. кВт. ч.)

    Найдя минимальное и максимальное значения логарифмов производства электроэнергии, строим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике. В соответствии с масштабом находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями. В результате получим график (рис. 17) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат.

    Рис. 17. Динамика производства электроэнергии в регионе за 1980-2009 гг

    К диаграммам динамики относятся и радиальные диаграммы, построенные в полярных координатах и предназначенные для отражения процессов, ритмически повторяющихся во времени. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний, и в этом отношении они имеют преимущество перед статистическими кривыми. Радиальные диаграммы делятся на два вида: замкнутые и спиральные. Эти два вида диаграмм отличаются друг от друга по технике построения, все зависит от того, что взято в качестве базы отсчета - центр круга или окружность.

    Замкнутые диаграммы отражают весь внутригодичный цикл динамики одного года. Их построение сводится к следующему: вычерчивается круг, среднемесячный показатель приравнивается к радиусу этого круга, затем весь круг делится на двенадцать равных секторов, посредством проведения радиусов, которые изображаются в виде тонких линий. Каждый радиус изображает месяц, причем расположение месяцев аналогично циферблату часов. На каждом радиусе делается отметка в определенном месте, согласно масштабу, исходя из данных на соответствующий месяц. Если данные превышают среднегодовой уровень, то отметка делается вне окружности на продолжении радиуса. Затем отметки различных месяцев соединяются отрезками.

    Необходимо изобразить с помощью замкнутой диаграммы объем выпущенных депозитных сертификатов по месяцам года (рис. 18).

    Таблица 10

    Объем выпущенных депозитных сертификатов на начало
    месяца за 2009 год

    Депозитные сертификаты - всего, млн.руб

    Продолжение табл. 10


    Рис. 18. Объем выпущенных депозитных сертификатов за 2009 г

    Если в качестве базы отсчета берется окружность, такого рода диаграммы называются спиральными. Спиральные диаграммы отличаются от замкнутых тем, что в них декабрь одного года соединяется не с январем данного же года, а с январем следующего года. Это дает возможность изобразить весь динамический ряд за несколько лет в виде одной кривой. Особенно наглядна такая диаграмма тогда, когда наряду с сезонным ритмом ряд обнаруживает неуклонный рост из года в год.

    Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за X, а другой за Y (т.е. функцию от X). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, в которой вычерчивается график. На рисунке 19 показана взаимосвязь между стоимостью основных производственных фондов и уровнем затрат на реализацию продукции.


    Рис. 19. Зависимость уровня затрат на реализацию продукции от стоимости основных производственных фондов

    Построенный выше график показывает, что с увеличением стоимости основных производственных фондов происходит увеличение затрат на реализацию продукции и данная зависимость двух показателей будет определяться линейной связью.

    4.7. Статистические карты

    Карты статистические представляют собой вид графических изображений статистических данных на схематичной географической карте, характеризующих уровень или степень распространения того или иного явления на определенной территории.

    Средствами изображения территориального размещения являются штриховка, фоновая раскраска или геометрические фигуры. Различают картограммы и картодиаграммы.

    Картограмма - это схематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской различной степени насыщенности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы нанесенного на карту территориального деления (например, плотность населения по областям или республикам, распределение районов по урожайности зерновых культур и т.п.). Картограммы делятся на фоновые и точечные.

    Картограмма фоновая - вид картограммы, на которой штриховкой различной густоты или окраской различной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы. Картограмма точечная - вид картограммы, где уровень какого-либо явления изображается с помощью точек. Точка изображает одну единицу совокупности или некоторое их количество, чтобы показать на географической карте плотность или частоту появления определенного признака.

    Вторую большую группу статистических карт составляют картодиаграммы, представляющие собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в картодиаграммах используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, круги, фигуры, полосы), которые размещаются на контуре географической карты. Картодиаграммы дают возможность географически отразить более сложные статистико-географические построения, чем картограммы.

    Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИСов), которые представляют собой качественно новый этап в графическом представлении информации. Географическая информационная система - это система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных. ГИС включает в себя большое количество графических и тематических баз данных в соединениями с модельными и расчетными функциями, которые позволяют представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают следующие виды ГИС: глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с ее помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

    Отчет

    И др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика , 2005.-256 с.: ил... в общеобразовательном учреждении Сетевая образовательная программа «Практикум по Добрострою». Содержание . Хартия "Об участии молодежи...

  • Практикум по дисциплине интернет-технологии для бизнеса

    Автореферат диссертации

    ... Практикум по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса» - М. Московский государственный университет экономики, статистики ... Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003 Содержание Введение 4 1. Практическое занятие...

  • Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский (с

    Документ

    Представляет собой единую по содержанию , но смешанную по форме - письменную... многих государств. Впечатляющая статистика : количество наркоманов в... 194 Линн Виссон Практикум по синхронному переводу с...

  • Общая теория статистики Щербина Лидия Владимировна

    17. Столбиковые диаграммы.

    17. Столбиковые диаграммы.

    Наиболее распространенными диаграммами сравнения являются столбиковые диаграммы. Каждый столбик изображает величину отдельного уровня исследуемого статистического ряда. При построении столбиковых диаграмм необходимо начертить систему прямоугольных координат, в которой располагаются столбики. На горизонталь–ной оси располагаются основания столбиков, ве–личина основания определяется произвольно, но устанавливается одинаковой для всех. Шкала, определяющая масштаб столбиков по высоте, расположена по вертикальной оси. Величина каж–дого столбика по вертикали соответствует разме–ру изображаемого на графике статистического показателя. У всех столбиков переменной величи–ной является только одно измерение. Размещение столбиков в поле графика может быть различным:

    1) на одинаковом расстоянии друг от друга;

    2) вплотную друг к другу;

    3) в частном наложении друг на друга.

    Разновидности столбиковых диаграмм соста–вляют так называемые ленточные (или полосовые) диаграммы. Масштабная шкала расположена по го–ризонтали сверху и определяет величину полос по длине. Столбиковые и полосовые диаграммы как при–ем графического изображения статистических дан–ных, по существу, взаимозаменяемы.

    Разновидностью столбиковых (ленточных) диа–грамм являются направленные диаграммы. Они от–личаются от обычных двусторонним расположени–ем столбиков или полос и имеют начало отсчета по масштабу в середине. Анализ направленных диаграмм позволяет делать достаточно со–держательные выводы. К группе двусторонних от–носятся диаграммы чистых отклонений. В них по–лосы направлены в обе стороны от вертикальной нулевой линии: вправо – для прироста, влево – для уменьшения.

    Наиболее выразительным и легко воспринимае–мым является способ построения диаграмм сравнения в виде фигур-знаков. В этом случае статистические совокупности изображаются не геометрическими фи–гурами, а символами или знаками.

    Важнейший признак любой диаграммы – масштаб. Поэтому чтобы правильно построить фигур–ную диаграмму, необходимо определить единицу счета. В качестве последней принимается отдель–ная фигура (символ), которой условно присваива–ется конкретное числовое значение. А исследуе–мая статистическая величина изображается отдельным количеством одинаковых по размеру фигур.

    Основное строение структурных диаграмм за–ключается в графическом представлении состава ста–тистических совокупностей, характеризующихся как соотношение различных частей каждой из совокупно–стей. Состав статистической совокупности графиче–ски может быть представлен как с помощью абсолют–ных, так и относительных показателей.

    Графическое изображение состава совокупно–сти по абсолютным и относительным показателям способствует проведению более глубокого анализа и позволяет проводить международные сопоставления и сравнения социально-экономических явлений.

    Из книги Общая теория статистики автора Щербина Лидия Владимировна

    18. Секторная и линейная диаграммы Наиболее распространенным способом графи–ческого изображения структуры статистических сово–купностей является секторная диаграмма, которая считается основной формой диаграммы такого наз–начения. Удельный вес каждой части

    Из книги Планирование продаж и операций: Практическое руководство автора Уоллас Томас

    Построение контрольной диаграммы Контрольная диаграмма представляет собой график, показывающий среднее значение вместе с верхним и нижним контрольными пределами. Верхний и нижний контрольные пределы представляют собой статистическую границу. Если эти пределы

    Из книги Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и проведению автора Желязны Джин

    Диаграммы в стиле дзен Узнать о том, как поэтапно переводить данные в диаграммы, можно из моей книги «Говори на языке диаграмм». Сейчас же мы опробуем другой подход. Он родился из ответа одного мастера дзен-буддизма, которого спросили о том, умеет ли он играть на скрипке. Он

    Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

    Графики и диаграммы Графики и диаграммы – превосходные средства передачи важной или производящей глубокое впечатление информации, и вы должны найти способы включить их в бизнес-план. Мы советуем насытить текст различными схемами (их размер не должен превышать половины

    Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

    Описание диаграммы разрешения конфликтов Название этого логического построения говорит само за себя – ДРК строится, чтобы выявить и разрешить некий конфликт. При этом компромисс не принимается в качестве решения, поскольку компромисс – это вариант, при котором обе

    Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

    Чтение диаграммы разрешения конфликтов ДРК читается слева направо – от задачи к методам обеспечения. Логика построения диаграммы разрешения конфликтов требует озвучивать эту логическую структуру, используя конструкцию «Для того чтобы… мы должны…» в направлении,

    Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

    Создание диаграммы разрешения конфликтов Мы подробно обсудили составные элементы ДРК, и теперь пора приступать к знакомству с процессом построения этой

    Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

    Анализ диаграммы разрешения конфликтов Порядок анализа ДРК как логического построения отличается от анализа дерева текущей реальности. Так как ДРК представляет всего лишь часть условий, необходимых для выполнения основной задачи системы, то весь анализ заключается в

    Из книги Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы автора Сиббет Дэвид

    Как выбрать вид диаграммы? Если вы разрабатываете пошаговые процедуры и должны предоставить обоснования каждого шага, то используйте пятикомпонентный план преобразований. Если же данный инструмент используется в самом процессе логического мышления и на

    Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

    33. Диаграммы «крест», «паук» и «расческа» ИнструментКакие три вещи вы взяли бы с собой на необитаемый остров? Что вы скажете о кресте, пауке и расческе?Нет, они мне не нужны, хотя у них есть свои сферы применения. Оказывается, три диаграммы, названные таким образом,

    Из книги автора

    Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомы с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Однако

    Из книги автора

    Диаграммы сходства ЦЕЛЬ ИГРЫБольшинство из нас знакомо с понятием мозгового штурма – метода, при котором за отведенное время группа генерирует как можно большее количество идей на заданную тему. В результате удается получить информацию для дальнейшей обработки. Но

    Из книги автора

    Определение диаграммы Хотя диаграмму обязательно узнаешь, когда увидишь, все-таки дадим ей определение. Диаграмма определяется как двумерное геометрическое символическое отображение информации. Вот что означает вся эта коллекция фигурок. Это визуальные структуры, в

    Из книги автора

    Анализ и дискуссия вокруг диаграммы со стикерами У работы со стикерами есть большое преимущество: этот метод в короткий срок генерирует очень много информации. Недостаток его в том, что люди не слышат, как создаются идеи, которых может оказаться слишком много. Если вам

    Из книги автора

    Диаграммы причинно-следственных связей Консультанты, знакомые с методами анализа формальных систем, используют очень сложную стратегию визуализации, чтобы обнаружить динамику системы и рычаги управления. Если вы хотите узнать об этом подробнее, в главе 23 приведен

    Из книги автора

    4.1 Построение и анааиз диаграммы Парето Для обработки данных, полученных в результате опроса по контрольным листкам, воспользуемся диаграммой Парето.Алгоритм подготовки построения диаграммы Парето следующий:1) определить объект исследования;2) выбрать способ

    Похожие статьи